ВИСТ Санкт-Петербург

 

     +7(812)702-0808

     Прогрессивные
     компьютерные
     технологии

Россия, г. Санкт-Петербург,
Лиговский проспект дом 73

Офис: Пн - Пт  10:00-18:00
(812)
7020808 Схема проезда
Почтовый адрес: 196143,
 СПб, 
проспект Юрия Гагарина, д. 34

Главная Статьи Цифровые информационно-рекламные системы Digital Signage

Цифровые информационно-рекламные системы Digital Signage

Статья посвящена новейшим технологиям в области информационно-рекламных систем. Подробно рассматриваются состав, особенности построения и технологий в системах Digital Signage. Анализ аудитории перед экраном и автоматическое переключение на показ материала предназначенного именно для этой категории зрителей значительно повышает эффективность интерактивных информационно-рекламных систем. Возможность получения «обратной связи» - сведений о количестве людей смотревших на экран, впервые позволяет количественно оценить аудиторию и время просмотра и, как следствие, предлагать оплату рекламных показов по факту их реального потребления. Cтатья может представлять интерес для рекламодателей и рекламных агентств, размещающих свои материалы в торговых сетях, ресторанах, кинотеатрах, учреждениях здравоохранения, аэропортах, автовокзалах, на железнодорожных станциях или в местах общего пользования офисов и бизнес центров.

Говоря о Digital Signage, обычно подразумевают показ рекламы на экранах установленных в общественных местах. Само словосочетание «Digital Signage» наиболее часто переводят с английского как «цифровые вывески», хотя устоявшего перевода нет и можно встретить такие варианты перевода, как цифровые экраны, дисплеи, табло и даже цифровые киоски или цифровые витрины.

Технология Digital Signage (DS) появилась как замена статических вывесок, объявлений, рекламных щитов еще в конце 20 века. «Бегущая» текстовая строка в ламповом, позднее в светодиодном табло, поворотные блоки рекламных щитов, позволяющие показывать не одно, а несколько изображений, курьерская доставка CD и DVD дисков с материалами для загрузки в отдельно стоящие видеопроигрыватели с аналоговыми мониторами – это эволюция в показе динамического контента, предвестники революционных цифровых систем актуального информирования.

Бурное развитие DS системы получили лишь с конца 2008 года, когда рост производства цифровых дисплеев высокого разрешения привел к снижению их цены, и цифровая картинка в формате HD уже переставала быть экзотикой, широкополосный интернет стал использоваться для сетевой доставки контента и появились первые попытки внедрения интерактивного показа материалов.

Понимая потенциал новой технологии и оценивая бурный рост спроса на системы DS, на этот рынок стали выходить крупнейшие мировые ИТ-производители. Так, например, корпорация Intel сегодня один из лидеров технологий для DS систем.

Попробуем дать современное определение Digital Signage именно как системы:

Digital Signage — это централизовано управляемая распределенная система для автоматизированной целевой доставки и интерактивного показа динамического цифрового контента рекламного, справочного или развлекательного характера на дисплеях и других средствах отображения в местах совершения покупок, местах ожидания или на пути следования людей.

Динамический цифровой контент - изменяемое изображение высокого качества, например, видео высокого разрешения Full HD, слайд-шоу или обновляемый текст. Экраны часто разделяют на зоны показа, где в каждой зоне контент воспроизводится независимо от других зон. Возможно и объединение нескольких экранов в единую зону, называемую видеостеной. Это позволяет демонстрировать изображения, которые действительно привлекают внимание: великолепное качество картинки, красивый дизайн дисплеев — все максимально адаптировано для самого требовательного зрителя.

Эксперты Digital Signage считают, что для повышения числа просмотров, содержимое показов должно зависеть от мест размещения экранов. Можно условно выделить следующие группы мест размещения и утверждать, что:

 в местах совершения покупок (магазины, торговые центры, рестораны, кинотеатры и т.п.) эффективен рекламный контент, так как решение о покупке принимается именно там;

 в местах ожидания (залы ожидания вокзалов, салоны транспортных средств, поликлиники, лобби и т.п.), где потенциальный зритель находится достаточно длительное время, но непосредственно не совершает покупок, востребован справочно-информационный и развлекательный контент;

 в местах прохода, на пути следования (переходы для пересадки в метро, уличный поток и т.п.), где потенциальный зритель находится непродолжительное время, приоритетен рекламно-справочный контент.

Использование защищенных интернет-каналов позволяет строить территориально-распределенные сети DS практически любого размера, при этом системы обладают мощными встроенными средствами централизованного удаленного управления и мониторинга.

Показы по условию и интерактивность показа являются важнейшим преимуществом DS систем. Условием для смены отображаемого контента, кроме традиционного расписания показа, может быть некое событие передаваемое системе. Известный пример: факт прибытия самолета с пассажирами из определенной страны в лондонском аэропорту Heathrow переводит DS систему в режим отображения информации в зоне прилета на родном для пассажиров этой страны языке. Но настоящим прорывом стала интеграция DS систем с цифровыми видеокамерами. Встроенное или внешнее программное обеспечение (ПО) анализирует получаемое с цифровых камер изображение и является «обратной связью» для реакции DS системы на события перед экраном. В простом случае, это появление людей в заданной зоне перед экраном и выполнение действий по этому событию. Более продвинутая технология – демографическая видеоаналитика позволяет распознавать не только количество людей перед экраном, но их пол, возраст и фиксировать, сколько времени каждый из них смотрел на экран. Таким образом, впервые появилась возможность, во-первых, количественно оценить просмотры материалов, и как следствие, оплачивать рекламные услуги не по количеству показов, а по количеству и времени просмотров, т.е. по реальному потреблению. И во-вторых, автоматически гибко адаптировать контент в зависимости от аудитории, переключаясь на показ материала наиболее соответствующего категории зрителей перед экраном, что значительно увеличивает эффективность показов.

Реклама в системах DS характеризуется более высоким показателем возврата инвестиций (ROI) по сравнению со статическими рекламными материалами и имеет встроенные средства измерения своей эффективности. Европейские показатели окупаемости DS систем составляют всего год, а ROI за первые годы применения достигает фантастических цифр в 250 и более процентов.

К недостаткам DS систем традиционно относили их сложность построения и высокую стоимость. Однако сегодняшние возможности использования облачных сервисов для размещения основной части программно-аппаратных комплексов в надежных центрах обработки данных (ЦОД) и получение программного обеспечения подсистем DS как услуги (SaaS), по мере необходимости, значительно упрощает, ускоряет и удешевляет развертывание этих систем.

Рост рынка DS систем в мире составляет около 30% в год и по прогнозам экспертов Intel к 2015 году количество экранов в сетях DS достигнет 22 млн. Лидером роста будет Китай — там прогнозируется девятикратный рост за ближайшие три года. Ожидается, что среднегодовой темп роста российского рынка DS систем к 2014 г. составит более 40%. К концу нынешнего десятилетия в мире девять из десяти наружных носителей рекламы будут представлять собой системы визуализации информации с использованием технологий Digital Signage.

 

Состав и особенности построения современных систем Digital Signage
Системы DS состоят из нескольких типовых компонентов – это подсистемы отображения (экраны), воспроизведения (медиаплееры), доставки (IP сеть), создания, хранения контента и управления. В состав современных систем DS включают так же подсистемы видеоаналитики. См. схему на Рисунке 1.

Рис. 1 Схема распределенной системы Digital Signage

Подсистема отображения может формироваться из плазменных панелей, LCD и LED дисплеев, цифровых проекторов и их сочетаний. На рынке представлен широкий выбор устройств отображения в различном исполнении: уличном, антивандальном, взрывобезопасном, для размещения на транспорте и т.д., но в большинстве проектов используют обычные устройства для установки внутри помещений. В креативных инсталляциях могут применяться экзотические экраны в виде напольного покрытия, проекций на водяные или дымовые завесы, стереоскопические и голографические 3D дисплеи, но, не являясь массовыми, они не определяют современное лицо DS систем. Из-за своей низкой стоимости наиболее популярны плазменные панели, но самыми эффективными средствами отображения сегодня являются жидкокристаллические дисплеи со светодиодной (LED) подсветкой. Они выгодно отличаются в разы меньшим энергопотреблением, большим сроком службы, разнообразием размеров, не греются и имеют эстетически привлекательный внешний вид. Размер их экранов по диагонали варьируется от 15’’ до 60’’ и выбор определяется расстоянием до зрителя. Модели с поддержкой разрешения HD 1080p стремительно вытесняют 720p, и Full HD является уже неотъемлемым требованием для многих проектов. Если не планируется полноэкранная трансляция телевизионных программ или фильмов, специалисты рекомендуют устанавливать DS экраны вертикально. При этом прослеживается тенденция перехода от исключительно подвесных конструкций к напольным, что приближает зрителя к экрану и позволяет при необходимости организовать интерактивное взаимодействие. 

Дисплеи подключаются к медиаплеерам по цифровым интерфейсам HDMI или DisplayPort, которые позволяют одновременно передавать HD видео и аудио сигналы по кабелю длиной до 10-15 метров. Если не предполагается передавать звук, то для подключения достаточно DVI разъема. К одному плееру через делители и удлинители цифрового сигнала можно подключить нескольких экранов, но при этом на них будет воспроизводиться один и тот же контент.

Подсистема воспроизведения состоит из медиаплееров, которые могут быть построены как на базе стандартного малогабаритного персонального компьютера (ПК), так и на базе специализированного компактного устройства размером с ладонь, которое прикрепляют сзади на корпус дисплея. Для удешевления иногда плату плеера встраивают прямо в корпус дисплея, чтобы сэкономить на стоимости корпуса и интерфейсных кабелей плеера. С целью стандартизации таких встраиваемых систем Intel разработала открытую спецификацию OPS, где указаны электрические и механические требования к платам плееров встраиваемых в дисплеи.

Для сокращения времени простоя, а также количества вызовов персонала для обслуживания плееров на месте установки, используется технология Intel® AMT, позволяющая инженерам техподдержки удаленно восстанавливать работу плееров в случае сбоя. Особенностью AMT является то, что она независима от операционной системы (ОС) плеера и позволяет удаленно восстанавливать и саму ОС. Необходимо условием для использования этой технологии является наличие у плеера процессора и набора микросхем с поддержкой Intel® AMT. Например, процессор Intel® Atom, популярный во многих встраиваемых системах, технологию AMT не поддерживает. ПО плееров обычно предусматривает самоконтроль и перезапуск приложения в случае его сбоя.

Если в DS системе предполагается использовать видеоаналитику, то цифровая видеокамера может быть подключена по интерфейсу USB напрямую к плееру. При этом потребуется установить соответствующее ПО и понадобится дополнительная процессорная мощность для обработки данных поступающих с видеокамеры. В таких конфигурациях компактные и встраиваемые в дисплей плееры могут не обеспечить необходимых требований по производительности, особенно если одновременно должен проигрываться «тяжелый» HD контент в нескольких зонах экрана. Поэтому еще на этапе проектирования системы DS правильно провести проверку работы предполагаемых к использованию плееров под планируемой нагрузкой для оценки достаточности их вычислительной мощности и производительности графической подсистемы.

После установки OC и ПО медиа проигрывателей необходимо оставить свободное дисковое пространство для локального кэширования проигрываемого контента. Если предполагается управление дисплеями по интерфейсу RS-232, например, их удаленное включение/выключение, то плееры должны иметь последовательный COM порт. Возможна программная эмуляция COM порта на порте USB. Подключение плеера к IP сети производится по проводным и/или беспроводным портам Ethernet.

Подсистема доставки использует IP сети, включая Интернет, по которым плееры обмениваются данными с серверами хранения контента, с сервером централизованного управления и мониторинга, с серверами генерации и хранения отчетов видеоаналитики. Причем все эти серверы могут располагаться в любом месте, включая другие континенты.

Наряду с USB камерами в системах видеоанализа могут использоваться IP видеокамеры подключаемые в сеть (в том числе по Wi-Fi) и, как правило, обладающие сравнительно лучшими характеристиками, особенно при работе в условиях пониженной освещенности.

Требуемая для работы пропускная способность каналов связи зависит от частоты и объемов обновления контента плееров и, в большинстве случаев, даже для HD контента она совсем невелика. Так как плеер проигрывает предварительно кэшированные локальные медиа файлы, то временное отсутствие связи с серверами не прерывает на его работу. Связь нужна в случаях онлайн трансляции контента, для передачи обновлений в кэш плеера или изменения в режимах показа. Работая автономно, плеер записывает все сведения о своей деятельности в файлы отчетов и отправляет их в центр управления сразу при появлении связи. Если планируется транслировать живое видео высокого разрешения, то требования к каналам связи соответственно повышаются, и может потребоваться настройка приоритетов трафика в сети.

Подсистема создания контента использует как материалы не требующие подготовки, например, онлайн ленты новостей, прогноз погоды, курсы валюты, трансляции и т.д., так и предварительно подготовленные: самостоятельно с помощью стороннего ПО, например анимированная презентация из Ms PowerPoint, или рекламные видеоролики заказанные у профессиональных студий и т.д.

Готовить или заказывать цифровые материалы следует с учетом форматов, которые способны воспроизводить плееры конкретной DS системы. Плееры DS поддерживают большинство имеющихся форматов, но стоит обратить внимание, например, на возможность показа анимации и видео flash.

Услуги по созданию цифрового контента высокого качества под заказ предлагаются многими дизайнерскими компаниями. При планировании DS системы стоит учитывать, что если процесс разработки и последующего создания контента ведется с привлечением сторонних специалистов, то он, как правило, требует многочисленных согласований, что может иногда занять даже больше времени, чем нужно для развертывания самой системы DS.

Подсистемы создания контента могут интегрироваться с внешними приложениями обработки графики и видео. Также в них обычно имеются встроенные модули формирования и оформления, которые позволяют снизить затраты на создание материалов за счет многократного использования шаблонов. Существует возможность автоматической генерации контента по ранее заданному шаблону.

Подсистема хранения контента состоит из набора тематических медиа библиотек материалов, а также уже готовый к распространению контент со списками воспроизведения. Материалы могут быть структурированы по назначаемым им категориям. При необходимости в серверы медиа контента устанавливают цифровые DVB ТВ-тюнеры, чтобы использовать транслируемые программы. Может быть оправдано размещение сервера контента в одной локальной сети с плеерами, чтобы не использовать для трансляций WAN сети. Некоторые системы DS позволяют использовать ТВ-тюнеры установленные прямо в плеерах, что снимает требования к каналам связи.

Подсистема управления – штаб и командный центр систем DS. ПО управления в небольших системах может быть установлено на одном сервере с медиа контентом. В инсталляциях на несколько тысяч плееров, где обычно имеется несколько серверов контента, под централизованное управление устанавливают отдельные серверы и назначают несколько групп пользователей с различными уровнями прав доступа в зависимости от их задач. Удаленно подключаясь к серверу, администраторы системы управляют ролями и правами пользователей, контролируют все аспекты их работы: формирование списков воспроизведения и расписаний показа для определенных экранов, передача подготовленных материалов на утверждение уполномоченными сотрудникам, дистрибуция контента, запуск показов и т.д. Администраторы осуществляют мониторинг работы всех подсистем, контролируют ее состояние по журналам событий и генерируемым отчетам, откуда, в том числе, доступны сведения о подтверждении воспроизведения материалов. Важной частью подсистемы является управление безопасностью, включающее кроме аутентификации по имени, паролю и контроль доступа по IP адресам пользователей.

В зависимости от выбранной модели построения, ПО подсистемы управления может арендоваться как услуга SaaS. Схема DS с использованием облачных сервисов предполагает аренду ПО с сервера размещенного в ЦОД, что позволяет быстро получить готовую к работе систему с минимумом начальных затрат, без необходимости развертывания сложной серверной инфраструктуры, обеспечения ее техподдержки и доступности данных.

Получение ПО подсистемы управления как сервиса предполагает периодическую абонентскую плату провайдеру этой услуги. Стоимость определяется исходя из потребляемых услуг за период, например, за месяц в зависимости от количества управляемых системой плееров и/или количества пользователей системы. Поддержание работоспособности и доступности арендуемого ПО управления системой DS полностью возлагается на провайдера услуги. Для обеспечения отказоустойчивой работы многие провайдеры размещают оборудование в ЦОДах с высоким уровнем надежности, при этом уровень доступности приложения может достигать 99,9999%, т.е. не более 32 секунд простоя в течение года. Разумеется, подобная надежность (а это тот же уровень, что и у парашюта) будет существенно влиять на стоимость услуги. Предлагая аренду ПО как услугу, провайдеры указывают условия ее предоставления в соглашении об уровне обслуживания (SLA), где среди прочих условий может быть указан и уровень доступности.

Подсистема видеоаналитики может строиться на базе ПО производителя отличного от производителя ПО для подсистем воспроизведения и управления, поэтому важно учитывать возможные проблемы совместимости при их интеграции. В конце 2010 года Intel приобрела канадскую компанию CognoVision – разработчика ПО анонимной видеоаналитики (AVA), и сейчас предлагает программный пакет AIM Suite – одно из лучших решений на рынке для интеграции в системы DS.

Подсистемы видеоаналитики в основном используют разработанную Intel открытую программную библиотеку компьютерного зрения OpenCV с ускорителями обработки IPP, которые позволяют в реальном времени обнаруживать на изображении объекты и отслеживать их движение независимо от фона. Используя алгоритм Виолы-Джонса, пример реализации здесь, программы способны не только распознавать лица людей, но и, мгновенно сопоставляя с имеющимися образцами, определять их пол, возрастную категорию и даже эмоциональное состояние. При этом нет необходимости сохранять изображение лица, т.к. весь анализ производится «на лету» в реальном времени. Результатом работы такой программы является совсем небольшой набор анонимных данных, который может быть условием для действий, производимых интегрированным приложением. Ниже пример результата работы демографической аналитики Intel® AIM с данными о двух зрителях, где содержатся сведения об их поле, возрасте, расстоянии до камеры, времени внимания к камере и успешности работы по их определению:

12:24:19.95,imp_start,154,1,5,0,0,19387,29126,1911,2548
12:24:22.47,imp_end,154,1,4,0,0,17749,30218,2047,2730,615,2672,144,2000
12:24:42.65,imp_start,104,1,3,0,0,19660,23073,5222,6963
12:24:47.29,imp_end,104,1,3,0,0,21810,24439,4505,6007,2800,4800,2564,2000

Это особенность технологии работы программы демографической видеоаналитики обеспечивает гарантированную защиту персональных данных аудитории. Полученные сведения считываются подсистемой воспроизведения для адаптивной корректировки контента в соответствии с заданным алгоритмом, а также записываются в локальный журнал подсистемы видеоаналитики и при активном канале связи передаются на сервер для статистической обработки и представления в удобном для просмотра графическом виде с выборкой по периодам, местам размещения, другим параметрам. Точность определения на основе анализа видеоизображений составляет для демографических данных около 85%, а для количества зрителей и времени просмотра превышает это значение. Для корректной работы в интерактивной системе DS необходимо размещать видеокамеру максимально близко к дисплею, чтобы смотрящая на экран аудитория воспринималась как смотрящая в камеру и обеспечить достаточный уровень освещенности. Изображение с разрешением 640х480 точек при 15 кадрах в секунду достаточно для определения лиц на расстоянии до 8 метров от камеры.

Цифровые вывески плюс
Созданная на объекте инфраструктура системы DS (дисплеи, ПК плееров, видеокамеры, IP сеть) открывает дополнительные возможности по ее использованию и для иных задач. Например, добавляя соответствующее ПО и микрофон к DS плееру с USB видеокамерой, можно организовать видеосвязь по запросу с удаленным консультантом.

Добавив к DS плееру вторую видеокамеру и инфракрасную невидимую подсветку, чтобы отказаться от яркого освещения, американская компания SceneTap помогает любителям ночной жизни провести свой вечер в предпочитаемом ими окружении и не ошибиться в выборе развлекательного заведения. Для этого, перед входом в ночной бар или клуб может быть установлен DS экран, где в реальном времени отображаются: процент от заполненности этого заведения, соотношение находящихся в нем мужчин и женщин и средний возраст посетителей каждого пола. Эти данные, полученные с камер установленных на входе и выходе с помощью анонимной видеоаналитики Intel® AIM, передаются на вебсайт SceneTap, где доступна актуальная онлайн информация из всех развлекательных заведений оборудованных такой системой. На момент написания статьи на сайте были представлены сведения из 45ти заведений в Чикаго и 30ти в техасском городе Остине. Войти на сайт можно с любого устройства и кроме традиционных отзывов, рейтингов, спецпредложений и т.п., использовать для выбора данные о наличии свободных мест и демографические сведения, чтобы намного лучше спланировать свой вечер.

Имеется возможность переключать DS экраны в торговом зале в режим электронного каталога по запросу покупателя. При этом указание покупателем интересующего товара приводит к получению полных сведений о нем, включая данные о модельном ряде, выборе опций и совместимых аксессуаров. Если в магазинах Lego поднести к DS экрану коробку с деталями одного из детских конструкторов, можно тут же увидеть на экране красиво представленную вращающуюся 3D модель того, что можно собрать из этого набора деталей. В данном случае, ролик с нужным контентом будет воспроизводиться DS системой по событию считывания соответствующей RFID метки с упаковки конструктора. Виртуальные витрины на экранах могут показывать высококачественные изображения товаров находящихся на складе и не выставленные на полках, значительно экономя площади торговых залов.

Интеграция DS систем с мобильными устройствами открывает еще больше возможностей. Если обеспечить взаимодействие DS системы со смартфонами или другими гаджетами по WiFi и/или 3G каналам, то можно на носимом устройстве сохранять данные представленные на экране. Например, запросив отобразить расписание нужных электричек на вокзале, можно скачать его на смартфон или, увидев на экране понравившийся товар, записать сведения о его характеристиках, цене и ближайшем месте продажи. Уже существуют внедренные решения, в которых смартфон взаимодействует с виртуальной витриной для покупки товаров. Так, на одной из станций метрополитена в Сеуле на подсвеченных изнутри стенах изображены ряды полок с продуктами питания и товарами повседневного спроса в натуральную величину. Утром по дороге на работу, пассажир, подносит свой смартфон к нужным ему товарам, нажатием кнопки сканирует их QR коды с экрана, что помещает товар в его виртуальную «корзину». Еще одним нажатием кнопки пассажир оплачивает выбранные товары, при этом денежные средства списываются со счета его телефона. Тем же вечером он получает заказанные продукты с доставкой на дом. Процесс совершения покупок в таком виртуальном магазине не требует обучения или навыков работы с Интернет, т.к. максимально приближен к привычному способу покупки товаров в супермаркете, лишь процесс помещения товаров в тележку и оплаты электронной картой заменяется на нажатие кнопок смартфона. Добавление DS технологии с демографической аналитикой к подобному виртуальному киоску может увеличить эффективность продаж за счет интерактивной адаптации предложения товаров.

Потенциал развития у цифровых информационно-рекламных систем огромен, и нас ждет появление на рынке множества интересных решений уже в самом ближайшем будущем.

Сегодня информационно-рекламные системы с технологией Digital Signage используют практически все крупнейшие мировые компании. Североамериканский рынок систем DS систем имеет годовой оборот 2 млрд. долларов, что в 30 раз превышает российский. Рынок DS систем в России находится на стадии становления, и к процессу разработки и предложения своих DS решений заказчикам присоединяются все больше отечественных ИТ-компаний имеющих богатый опыт в построении комплексных информационных систем.


© Александр Матвеев, 2012. Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
директор по развитию бизнеса ООО «ВИСТ СПб»
При перепечатке и использовании материала указание
авторства (Александр Матвеев, 2012) и ссылки на источник
(www.vist-spb.ru) обязательны!

Ссылки на использованные материалы:
http://www.intel.com/p/ru_RU/embedded/applications/digital-signage/ops
http://www.intel.com/cd/corporate/techtrends/emea/rus/369661.htm 
http://intel.cognovision.com/intel-aim-suite/ 
http://www.osp.ru/lan/2011/12/13012027/ 
http://scenetap.com/ 
http://habrahabr.ru/blogs/algorithm/133826/
http://youtu.be/fGaVFRzTTP4 

Главная Статьи Цифровые информационно-рекламные системы Digital Signage